5 вопросов, которые нужно задать себе перед переходом на фриланс

Убедитесь, что вы готовы к переменам в карьере.

1. Почему я хочу работать на себя?

У вас должна быть веская причина. Если вы ненавидите текущую должность и начальника или вас не устраивает напряжённый график, это ещё не значит, что фриланс вас спасёт. Вы можете столкнуться с тем же самым, только в менее стабильных обстоятельствах.

Подумайте, что сможете делать, будучи фрилансером, чего не можете делать сейчас.

Например, зарабатывать больше денег. Или заниматься любимым делом, хотя такой ответ скорее романтичный, чем прагматичный. Если вам важно второе, сначала подумайте, нельзя ли изменить ситуацию на текущей работе. Вдруг есть возможность взять на себя задачи, которые больше соответствуют вашим интересам, использовать свои сильные стороны в новых проектах или перейти в команду, которая занимается тем, что вам близко.

Найдите то, что вызывает дискомфорт на работе, и постарайтесь разобраться с этим, пока у вас есть стабильная зарплата. В сольном полёте это будет гораздо сложнее.

2. В чём моё преимущество перед штатными сотрудниками компаний?

Став фрилансером, вам придётся конкурировать со штатными сотрудниками и внештатными специалистами, которые уже на хорошем счету у компании. Прежде чем вступать в такую борьбу, оцените свой вклад на текущем рабочем месте.

Вы звезда команды и постоянно генерируете крутые идеи? Вы тот, с кем хотят работать все клиенты? Вы приносит компании больше всего доходов? Если нет, стоит подождать и прокачать свои навыки. Ведь если клиенты не готовы платить вам хорошие деньги за работу, которую вы выполняете вместе с коллегами, почему им платить, когда вы работаете в одиночку?

3. Что я могу предложить и кому?

Чётко сформулируйте свои навыки и предложения, чтобы клиенты знали, зачем вас нанимать.

Например, если указываете пункт «менеджмент социальных сетей», разбейте его на подпункты. Напишите, с какими именно соцсетями работаете, какие метрики используете для аналитики, на каком контенте специализируетесь. Укажите все детали, которые дадут представление о вашей компетенции.

Определите свою рыночную нишу. Если вы фотограф, не рассчитывайте, что есть масса брендов и изданий, которым нужны фотографии, и вы кому-нибудь пригодитесь. Такой подход не сработает. Прежде чем предлагать свои услуги, найдите конкретную сферу, где сможете продвигать себя. Проще всего как-то связать её с тем, что вы делаете сейчас.

4. Действительно ли я справлюсь?

Многим кажется, что без официальной работы в компании проще заниматься любимым делом. Да, у вас действительно будет на это больше времени. Но не забывайте, что оно превратится в работу. Одно дело получать удовольствие от своего хобби по вечерам или выходным, и совсем другое полностью зависеть от него в финансовом плане, да ещё учитывать требования заказчика.

Для фриланса нужен вагон инициативы и самомотивации. Проверьте, есть ли они у вас. Возьмитесь за дополнительные проекты, не уходя с основной работы. Вы получите представление, каково это, искать клиентов, заниматься несколькими проектами одновременно, работать из дома или кафе.

Обдумайте важные вопросы:

  • Смогу ли я самостоятельно оформить медицинское страхование?
  • Где я каждый день буду работать?
  • Умею ли я создавать обстоятельные списки задач и ставить себе дедлайны?
  • Комфортно ли мне работать с разными типами людей?
  • Комфортно ли мне заниматься нетворкингом и искать клиентов?
  • Сколько я хочу получать за час работы?
  • Сколько часов в неделю мне придётся работать, чтобы достаточно зарабатывать?

5. Как я начну?

Итак вы со всем определились: у вас есть крутые идеи, хороший продукт, страсть к своему делу и рабочая этика. Прежде чем увольняться, обеспечьте себе успешный старт в новой карьере. В идеале нужно найти пару клиентов, пока вы ещё на старой работе, чтобы при первых шагах у вас уже были проекты и доходы.

Создайте сайт, где можно увидеть ваши достижения, навыки, биографию и контакты. Работайте над ним по выходным и вечерам. Потом начинайте спрашивать знакомых, не ищут ли в их компаниях фрилансеров.

Изучите разные возможности. Найдите компанию, которая вам нравится, и попробуйте договориться об информационном собеседовании. Расскажите, какую задачу вы могли бы решить для них, что могли бы улучшить.

Или привлеките как первого клиента свою текущую компанию. Но будьте осторожны, здесь многое зависит от культуры в организации. Руководители и коллеги искренне радуются, когда сотрудник уходит заниматься чем-то другим, или чувствуют себя преданными? Если второе, лучше не рискуйте, предлагая свои услуги.
Подпишитесь на анонсы событий
Академии Лайфхакера
Узнавайте о новых курсах, мастер-классах и уроках
Нажимая на кнопку, вы принимаете условия политики конфиденциальности
Экономьте время: получайте лучшие статьи по почте раз в две недели
Нажимая на кнопку, вы принимаете условия политики конфиденциальности